Россияне заинтересовались пунктами выдачи заказов (ПВЗ) как бизнесом. К примеру, в Wildberries с начала 2020 года сеть таких точек выросла в три с половиной раза. А Ozon ранее в тестовом режиме смягчил требования к пунктам выдачи заказов со своей вывеской. Минимальную площадь сократили с 20 кв. м до 15 кв. м, а наличие примерочных стало необязательным. ”Ъ FM” поговорил с владельцами точек и выяснил, как устроен этот рынок. Тему продолжит Иван Корякин.
В пандемию пункты выдачи около дома заменили многим магазины одежды, бытовой химии и даже продуктовый. Выгода для интернет-площадок очевидна: ремонт, аренду и найм персонала можно переложить на малый бизнес, тем более что налоговый режим для него намного проще.
Сами предприниматели, вкладывая в точку полмиллиона рублей, окупают ее примерно за полгода, рассказала “Ъ FM” владелица ПВЗ Владлена Сулейманова: «Мы решили открыть точку, чтобы получать пассивную прибыль. Заработок — примерно от 100 тыс. руб. ежемесячно при минимальных энергозатратах. Здесь нет кассы, делают все онлайн. На наш пункт, например, за целый месяц упало заказов на 7 млн руб. Большая часть будет оплачена. Мы выбрали новостройку, то есть здесь нужно закладывать бюджет на ремонт — он может быть разным. Локацию выбрали рядом с домом, чтобы если будет возврат или еще чем-то, мы могли оперативно решить проблему».
Удачная локация — половина успеха, говорят участники рынка. Но напоминают, что главное — отбросить логику обычного стрит-ритейла. Если магазин надо размещать у метро с высокой текучкой, то для ПВЗ важно, чтобы район был густонаселенным, а сами жители не слишком возрастными. Особенно это актуально для тех, у кого пункт выдачи — не единственный бизнес, отмечает владелец ПВЗ Валерий:
«В нашем случае это торговый центр, где на этаже есть барбершоп. Нужно было, чтобы к нему приходили люди. Из самых простых вариантов — открыть пункт выдачи напротив барбершопа в этом же коридоре, подключить большое количество компаний, и чтобы люди приходили потоком.
В среднем в день насчитывается около 100 выдач.
Большинство ежедневных клиентов новые. Соответственно, в месяц пару тысяч человек на этаж точно приходят. Это спальный район, все его уже знают».
Самая популярная схема — франшиза крупных маркетплейсов. Пункту выдачи они платят процент с каждой продажи — 4-8%. Но такая стабильность требует жертв — к примеру, в виде дорогой аренды. Оферта может требовать, чтобы ПВЗ располагался на первом этаже здания и точно не в торговых центрах без лифтов.
Другая проблема — текучка кадров. Из-за низкой маржинальности бизнеса платить больше 40 тыс. им нерентабельно. В итоге приходят недобросовестные сотрудники, которые могут украсть товар или не явиться на работу. Единственный выход — подключать продажи разных мелочей, отмечает владелец ПВЗ Артем Бобцов: «Делаем кофе с собой, продаем незамерзающую жидкость, лотерейные билеты. В торговых центрах через терминалы предоставляем напрокат пауэрбанки. Платим процент с этих доппродаж с тем, чтобы, во-первых, стимулировать людей, во-вторых, дать им возможность больше зарабатывать.
Как и на самом маркетплейсе люди часто пишут негативные отзывы о товаре, хотя он нормальный, но пострадал в процессе доставки. В результате люди иногда оценивают пункт за товар. По каждому случаю приходится писать обращение в маркетплейс: чтобы не было депремирований, рейтинг должен быть не ниже 4,9.
История прибыльная, но какие-то разумные деньги она начинает приносить на масштабе. Вы откроете, например, пять пунктов выдачи, три из них будут перекрывать своим доходом нерентабельные».
Другой вариант — сотрудничать с курьерскими службами и интернет-магазинами. Независимости больше, но в этом случае надо быть готовым обсуждать условия с каждым отдельно, отмечает владелец сети ПВЗ «Атлант Групп» Александр Спиряев. По его словам, ставку на мелких партнеров делать можно, но без крупного бренда выйти на прибыль будет намного сложнее:
«Можно подключать всякие химчистки, сервисные центры, куда люди будут приносить сломанную технику. Их курьеры будут приезжать, забирать, а ты получаешь деньги за прием и выдачу. Какая-то компания может выдвинуть требование, что ваше юрлицо должно существовать не менее полугода, плюс должны быть ОКВЭДы именно по выдаче заказов. В “Яндексе” с августа ПВЗ начали работать по проценту от оборота. Какие-то компании могут сказать, нет, ребята, давайте вы поработаете еще полгода, и только после этого мы к вам подключимся, потому что такие пункты часто умирают».
Тем временем в Москве удачных локаций для открытия пунктов почти не осталось, говорят собеседники “Ъ FM”. В случае крупных маркеплейсов рынок исчерпан на 80-90%. Поэтому наибольший потенциал сейчас — у региональных представительств.